В настоящее время в мировой практике аэрогравимагнитные съемки становятся все более востребованной технологией при оценке перспектив нефтегазоносности. Эта технология рассматривается в качестве обязательной на начальной стадии изучения перспективных территорий. Особенно эффективен этот инновационный инструмент при проведении работ на площадях, в пределах которых велика вероятность открытия крупных месторождений нефти и газа, а имеющаяся геолого-геофизическая информация недостаточна для принятия обоснованных управленческих и инвестиционных решений.
ГНПП «Аэрогеофизика» в настоящее время является единственной российской компанией, обладающей необходимым опытом и ресурсами для проведения аэрогравиметрических съемок в производственных объемах.
Работы проводятся с использованием аэрогравиметра GT-2A (разработка НТП «Гравиметрические технологии») и аэромагнитометра AeroMaster-100 (разработка ГНПП «Аэрогеофизика»).
Нами создана методика проведения аэрогравиметрических измерений на самолетах и вертолётах с погрешностями соответственно 0.4 мГал и 0.2 мГал, что удовлетворяет требованиям, предъявляемым к гравиметрическим съемкам масштаба 1:50 000 и мельче.
Данная методика позволяет выполнять полеты с генеральным обтеканием форм рельефа дневной поверхности по заранее рассчитанным траекториям без ухудшения погрешности съемки.
Масштаб | Скорость | Точность | Производительность | Носитель |
---|---|---|---|---|
1:200 000 | 300 км/ч | 0,4 мГал | 20000 км2/мес | АН-30 (26) |
1:100 000 | 300 км/ч | 0,4 мГал | 20000 км2/мес | АН-30 (26) |
1:50 000 | 200 км/ч | 0,2 мГал | 8000 км2/мес | МИ-8 |
Решаемые задачи
- Выявление площадей (структур), перспективных для локализации углеводородов:
- структурно-тектоническое картирование верхней части фундамента;
- картирование разрывных нарушений, в т.ч. возможных надвиговых дислокаций и зон трещиноватости;
- вещественно-петрофизическое картирование погребенного фундамента;
- картирование наиболее контрастных образований осадочного чехла, в первую очередь соленосных толщ, а также интрузивных образований;
- картирование палеорусел;
- изучение возможностей выявления прямых признаков локализации залежей углеводородов.
- Оптимизация планирования и выполнения дорогостоящих сейсмических и буровых работ.
- Повышение инвестиционной привлекательности территорий.
Техническое оснащение
Квантовый аэромагнитометр AeroMaster-100 является базовым компонентом большинства аэрогеофизических комплексов, эксплуатируемых в «ГНПП Аэрогеофизика». Кроме измерений собственно значений напряженности магнитного поля, AeroMaster-100 выполняет функции системного интегратора и синхронизатора, обрабатывающего данные радиовысотомера, трехкомпонентного феррозонда, барометрического датчика, датчика температуры, приемника GPS.
AeroMaster-100 измеряет значения напряженности магнитного поля, поступающие в виде частотных сигналов со стандартных цезиевых датчиков (CS-3 или аналогичных), со скоростью до 100 отсчетов в секунду и с разрешением до 0.001 нТл. Все измеренные данные синхронизируются и поступают в выходные последовательные порты для дальнейшей визуализации и регистрации на бортовом компьютере.
Аэромагнитный датчик может размещаться как в выпускной гондоле, так и крепиться на балке системы жесткого крепления. В последнем случае выполняется математическая посткомпенсация влияния самолета на измерения магнитного поля с помощью данных дополнительного феррозондового датчика.
Аэрогравиметр GT-2А предназначен для измерения силы тяжести в полете на борту самолета (вертолета). Основным элементом комплекса является гравиметрический датчик, установленный на платформе трехосной гировертикали. Пробная масса датчика выполнена в виде плоской двухобмоточной катушки в зазоре дифференциальной магнитной системы, состоящей из четырех термокомпенсированных магнитов. В настоящее время этот аэрогравиметр является одним из лучших в мире. Его активно используют для аэрогравиметрических работ ведущие зарубежные компании.
Техническая спецификация
- Диапазон измерения силы тяжести от 976 до 984 Гал;
- средняя квадратичная погрешность измерения ускорения силы
- тяжести при стоянке самолета (вертолета): не более 0.1×10-5 м/с2;
- постоянная времени чувствительного элемента: 0.01 сек;
- динамический диапазон измерений: 400 Гал;
- частота измерений: 16 Гц;
- допустимые виброускорения на частотах 5–100 Гц: 100 Гал;
- изменения температуры окружающей среды: от + 5 до + 35 °С;
- полеты в диапазоне широт: от 75° S до 75° N;
- время готовности к работе из выключенного состояния: 48 ч;
- потребляемая мощность: 150 ватт;
- габариты центрального прибора: 600х600х750 мм;
- общая масса комплекса без упаковки: 140 кг.
Система сбора данных и навигация
Бортовая система собирает и синхронизирует данные с аэрогравиметра, магнитометра и спутниковой навигации, использующей сигналы GPS-ГЛОНАСС. Помимо этого бортовая программа включает в себя функции планирования полета, обеспечивает оптимальный заход летательного аппарата на маршрут и проводку по нему при помощи специального индикатора, вынесенного на приборную панель пилота.
Программа обеспечивает в реальном времени визуализацию регистрируемых параметров, а также траекторию полета в 2D и 3D вариантах.
Наземное оборудование
Предусмотрено использование магнито-вариационных станций для дифференциальной коррекции навигационного решения.
Примеры работ
Аэрогравиметрические карты:
Среднеквадратическая погрешность вертолетной аэрогравиметрической съемки – 0.32 мГал.