English (United Kingdom)Russian (CIS)

40 лет производственной деятельности
на территории России и зарубежных стран

Некоторые результаты опробования аэроэлектроразведки методом переходных процессов для поисков коренных месторождений алмазов

Бабаянц П.С., Трусов А.А., Калмыков Б.А. («ГНПП “Аэрогеофизика”»)

Осенью 2010 года была выполнена комплексная аэрогеофизическая съемка масштаба 1:5000 в Архангельской области. В состав комплекса входила аэромагниторазведка и аэроэлектроразведка методом переходных процессов (АМПП). Целевым назначением работ являлось поиски коренных месторождений алмазов и уточнения элементов геологического строения площади работ.

Для АМПП использовалась новая вертолетная аэроэлектроразведочная система Экватор (ЗАО «Геотехнологии», Россия), которая использует импульсную схему возбуждения на частоте 77 Гц. Возбуждающий диполь системы преимущественно вертикален и буксируется вертолетом на специальной платформе, а приемные рамки, измеряющие все три пространственные компоненты поля, смонтированы в гондоле, буксируемой на том же трос-кабеле в 40 метрах от передатчика. Комплекс Экватор обладает специальной системой компенсации аппаратных систематических ошибок, влияния проводимости элементов конструкции вертолета, а так же системой дополнительных диполей для высокоточного относительного позиционирования передатчика и приемника. Выходными параметрами системы является среднее значение амплитуды вертикальной и горизонтальных компонент поля B и среднее значение производной поля dB/dt в 14 временных каналах после отключения сигнала возбуждения.

Для измерений магнитного поля использовался современный квантовый магнитометр с цезиевым датчиком, обеспечивающий частоту регистрации до 100 Гц при инструментальной погрешности магнитометра 0,001 нТл. Среднеквадратическая погрешность съемки (рассчитывалась по точкам пересечения специально пройденного диагонального маршрута с рядовыми, в точках с горизонтальным градиентом менее 50 нТл/км) оказалась не хуже 0,7 нТл.

Съемка выполнялась с использованием в качестве носителя вертолета Ми-8 по системе параллельных маршрутов широтного направления с генеральным обтеканием рельефа. Расстояние между рядовыми маршрутами составило 50 м. Средняя высота полета платформы — 50 м.

По результатам обработки данных АМПП были вычислены эффективные сопротивления для каждого времени задержки и постоянные спада, выделены локальные аномалии и линейные зоны проводимости.

Специализированная обработка и интерпретация была нацелена на выделение целевых объектов — кимберлитовых трубок взрыва.

 
Некоторые результаты опробования аэроэлектроразведки методом переходных процессов для поисков коренных месторождений алмазов Сегодня вторник, 21 ноября 2017 года