English (United Kingdom)Russian (CIS)

40 лет производственной деятельности
на территории России и зарубежных стран

Аэрогравиметрический комплекс

В настоящее время в мировой практике аэрогравимагнитные съемки становятся все более востребованной технологией при оценке перспектив нефтегазоносности. Эта технология рассматривается в качестве обязательной на начальной стадии изучения перспективных территорий. Особенно эффективен этот инновационный инструмент при проведении работ на площадях, в пределах которых велика вероятность открытия крупных месторождений нефти и газа, а имеющаяся геолого-геофизическая информация недостаточна для принятия обоснованных управленческих и инвестиционных решений.

ГНПП «Аэрогеофизика» в настоящее время является единственной российской компанией, обладающей необходимым опытом и ресурсами для проведения аэрогравиметрических съемок в производственных объемах.

Объем аэрогравиметрических работ в России с 2005 по 2015 год
Объем аэрогравиметрических работ в России с 2005 по 2015 год

Съемочный самолет Ан-30 в аэропорту г. Магадана
Съемочный самолет Ан-30 в аэропорту г. Магадана

Работы проводятся с использованием аэрогравиметра GT-2A (разработка НТП «Гравиметрические технологии») и аэромагнитометра AeroMaster-100 (разработка ГНПП «Аэрогеофизика»).


Аэрогравиметр GT-2А на борту Cessna 208
Аэрогравиметр GT-2А на борту Cessna 208

Аэрогравимагнитная съемка, самолет Cessna 208
Аэрогравимагнитная съемка, самолет Cessna 208

Нами создана методика проведения аэрогравиметрических измерений на самолетах и вертолётах с погрешностями соответственно 0.4 мГал и 0.2 мГал, что удовлетворяет требованиям, предъявляемым к гравиметрическим съемкам масштаба 1:50 000 и мельче.

Данная методика позволяет выполнять полеты с генеральным обтеканием форм рельефа дневной поверхности по заранее рассчитанным траекториям без ухудшения погрешности съемки.

Масштаб Скорость Точность Производительность Носитель
1:200 000 300 км/ч 0,4 мГал 20000 км2/мес АН-30 (26)
1:100 000 300 км/ч 0,4 мГал 20000 км2/мес АН-30 (26)
1:50 000 200 км/ч 0,2 мГал 8000 км2/мес МИ-8

Решаемые задачи

  1. Выявление площадей (структур), перспективных для локализации углеводородов:
    • структурно-тектоническое картирование верхней части фундамента;
    • картирование разрывных нарушений, в т.ч. возможных надвиговых дислокаций и зон трещиноватости;
    • вещественно-петрофизическое картирование погребенного фундамента;
    • картирование наиболее контрастных образований осадочного чехла, в первую очередь соленосных толщ, а также интрузивных образований;
    • картирование палеорусел;
    • изучение возможностей выявления прямых признаков локализации залежей углеводородов.
  2. Оптимизация планирования и выполнения дорогостоящих сейсмических и буровых работ.
  3. Повышение инвестиционной привлекательности территорий.

Техническое оснащение

Квантовый аэромагнитометр AeroMaster-100 является базовым компонентом большинства аэрогеофизических комплексов, эксплуатируемых в «ГНПП Аэрогеофизика». Кроме измерений собственно значений напряженности магнитного поля, AeroMaster-100 выполняет функции системного интегратора и синхронизатора, обрабатывающего данные радиовысотомера, трехкомпонентного феррозонда, барометрического датчика, датчика температуры, приемника GPS.

AeroMaster-100 измеряет значения напряженности магнитного поля, поступающие в виде частотных сигналов со стандартных цезиевых датчиков (CS-3 или аналогичных), со скоростью до 100 отсчетов в секунду и с разрешением до 0.001 нТл. Все измеренные данные синхронизируются и поступают в выходные последовательные порты для дальнейшей визуализации и регистрации на бортовом компьютере.

Аэромагнитный датчик может размещаться как в выпускной гондоле, так и крепиться на балке системы жесткого крепления. В последнем случае выполняется математическая посткомпенсация влияния самолета на измерения магнитного поля с помощью данных дополнительного феррозондового датчика.

Аэрогравиметр GT-2А предназначен для измерения силы тяжести в полете на борту самолета (вертолета). Основным элементом комплекса является гравиметрический датчик, установленный на платформе трехосной гировертикали. Пробная масса датчика выполнена в виде плоской двухобмоточной катушки в зазоре дифференциальной магнитной системы, состоящей из четырех термокомпенсированных магнитов. В настоящее время этот аэрогравиметр является одним из лучших в мире. Его активно используют для аэрогравиметрических работ ведущие зарубежные компании.

Техническая спецификация

  • Диапазон измерения силы тяжести от 976 до 984 Гал;
  • средняя квадратичная погрешность измерения ускорения силы
  • тяжести при стоянке самолета (вертолета): не более 0.1×10-5 м/с2;
  • постоянная времени чувствительного элемента: 0.01 сек;
  • динамический диапазон измерений: 400 Гал;
  • частота измерений: 16 Гц;
  • допустимые виброускорения на частотах 5–100 Гц: 100 Гал;
  • изменения температуры окружающей среды: от + 5 до + 35 °С;
  • полеты в диапазоне широт: от 75° S до 75° N;
  • время готовности к работе из выключенного состояния: 48 ч;
  • потребляемая мощность: 150 ватт;
  • габариты центрального прибора: 600х600х750 мм;
  • общая масса комплекса без упаковки: 140 кг.

Система сбора данных и навигация

Бортовая система собирает и синхронизирует данные с аэрогравиметра, магнитометра и спутниковой навигации, использующей сигналы GPS-ГЛОНАСС. Помимо этого бортовая программа включает в себя функции планирования полета, обеспечивает оптимальный заход летательного аппарата на маршрут и проводку по нему при помощи специального индикатора, вынесенного на приборную панель пилота.

Программа обеспечивает в рельном времени визуализацию регистририуемых параметров, а также траекторию полета в 2D и 3D вариантах.

Наземное оборудование

Предусмотрено использование магнито-вариационных станций для дифференциальной коррекции навигационного решения.

Примеры работ

Аэрогравиметрические карты:

Аэрогравиметрические карты: а) в редукции Фая; б) в редукции Буге σ = 2.67 г/см3
а) в редукции Фая; б) в редукции Буге σ = 2.67 г/см3

Среднеквадратическая погрешность вертолетной аэрогравиметрической съемки – 0.32 мГал.

Модель распределения эффективной плотности, полученная по остаточному гравитационному полю с помощью аппроксимационной интерпретационной томографии в слое от 0 м до -5000 м

Модель распределения эффективной плотности, полученная по остаточному
гравитационному полю с помощью аппроксимационной
интерпретационной томографии в слое от 0 м до -5000 м.

 
Аэрогравиметрический комплекс Сегодня понедельник, 24 июля 2017 года