Аэромагнитометрия и магнитная градиентометрия
Магнитометрический метод геофизической разведки (магнитометрическая или магнитная разведка (магниторазведка)) основан на измерении модуля или компонент индукции геомагнитного поля Земли. Аномалии магнитного поля определяются различиями магнитных свойств горных пород и полезных ископаемых.
Измерения производятся квантовыми многоканальными аэромагнитометрами нового поколения серии AEROMASTER. При этом используются высокочувствительными датчики CS-VL или CS-3 (Scintrex, Канада), G-824A (Geometrics, Канада).
Основные параметры магнитометра:
- пороговая чувствительность: 0,001 нТл
- частота регистрации: до 1000 Гц
- диапазон измерений 15 000–130 000 нТл
- допустимый градиент поля: до 20000 нТл/м
- диапазон рабочих температур: от -40° до +50°
Основные решаемые задачи:
- структурно-тектоническое картирование с определением иерархии, взаимоотношений и кинематики основных разломов;
- выделение минерализованных зон, зон скарнирования;
- картирование интрузивных тел различного состава, как выходящие на поверхность, так и погребенные;
- выявление и картирование зон метасоматоза.
Особенности технологии:
В зависимости от типа летательного аппарата возможно размещение датчика магнитометра в выпускной гондоле на трос-кабеле (длиной 45-70 м), либо его жесткое крепление в хвосте самолета в специальном стингере, либо специальных боксах на крыльях. В последнем случае используется дополнительно трехкомпонентный феррозондовый магнитометр для динамической компенсации девиационных помех, связанных с магнитным влиянием фюзеляжа самолета. Данная компенсация может выполняться как в режиме реального времени специальным модулем бортовой программы, так и в режиме постобработки.
Использование беспилотных летательных аппаратов или сверхлегких самолетов позволяет выполнять низковысотные съемки.
При выполнении съемок высокого разрешения, антенна GPS-приемника устанавливается рядом с датчиком магнитометра. Погрешность определения координат реальных точек измерения не превышает первых десятков сантиметров благодаря организации дифференциального режима работы навигационной системы.
Учет естественных вариаций магнитного поля Земли осуществляется с помощью системы автоматических цифровых наземных квантовых магнитовариационных станций, способных работать в автономном режиме.
Размещение датчика магнитометра в стингере вертолета
Размещение датчика магнитометра в стингере самолета
Размещение двух датчиков магнитометра в на крыльях самолета
Размещение на беспилотных летательных аппаратах